О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Учебный план МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты Шалинского района»реализующий программы дошкольного образования разработан на основании нормативных документов;
1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СаПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» от 27 октября 2020г.
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
4. Учебный план ДОУ определяет максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и части, формируемой участниками образовательных отношений государственного образовательного стандарта, по возрастным группам и образовательным областям.
Учебный план ДОУ реализует следующие программы;
- Образовательную программу дошкольного образования
(Разработанную в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО).
Дополнительные парциальные программы;
- Программа по духовно-нравственному развитию воспитанников «Сан къоман хазна» под редакцией Абдурахмановой Ж.М., Джунаидова С.С.;
- Программа курса «Мой край родной» /развивающая программа для дошкольников от 3 до 7 лет. -Махачкала; Изд-во АЛЕФ, 2014. - 72с.;
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет. Москва 2018;
- Программа Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность»;
- Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. Каплуновой. И.Новоскольцевой;
- Программы Пензулаевой Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду»,
- Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы, и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям; физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развития.
Реализуемые в ДОУ образовательная программа структурируют объем содержания по всем видам дошкольной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Учебный план ДОУ в части уровня и направленности реализуемой образовательной программы ДОУ, соответствует виду, типу ДОУ, Уставу ДОУ и лицензии. Обязательная часть учебного плана реализует обязательную часть в полном объеме и обеспечивает приобретение интегративных качеств выпускниками в результате освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена дополнительной образовательной программой курса «Мой край родной» /развивающая программа для дошкольников от 3 до 7 лет. - Махачкала; Изд-во
АЛЕФ, 2014. - 72с. Образовательная деятельность (далее - ОД) по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, организуется в группах 3-6 лет один раз в неделю.
Объем ОД в неделю представлен в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана для каждой возрастной группы.
Основными задачами учебного плана являются:
-регулирование объема образовательной нагрузки;
-реализация ФГОС ДО к содержанию и организации образовательного процесса;
- реализация части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывает специфику национальных и социокультурных особенностей ДОУ;
- обеспечение единства обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В структуре учебного плана ДОУ выделены две части - обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть образовательной программы ДОУ представлена (не менее 60%), а часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает условия ДОУ, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (не более 40%).
Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Обязательная часть учебного плана включает следующие направления развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений в социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания ‘произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена реализацией дополнительной образовательной программой по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии «Инфо Ол», Санкт-Петербург.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основш.1х движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Музыкальное развитие детей в ДОУ осуществляет музыкальный руководитель, физическое развитие детей осуществляет инструктор по физической культуре.
Объем организационно - образовательной деятельности в неделю дан в обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений в частях учебного плана для каждой возрастной группы.
Для воспитанников ДОУ организована 5-дневная образовательная неделя.
Количество компонентов организационно - образовательной деятельности и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления ООД познавательной направленности чередуются с ООД художественно-эстетического направления.
В соответствии Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» от 27 октября 2020г. для детей в возрасте от 2 до 3 лет продолжительность ООД составляет не более 10 минут. Может быть организована в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществление образовательной деятельности на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность ООД для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей- 45 минут и 90 минут соответственно. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. Перерывы между организованными формами образовательной деятельности не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.
В середине учебного года (с 1 января по 9 января) для детей организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного циклов. В летний оздоровительный период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок.
О календарно-учебном графике
Годовой календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в 2024-2025 учебном году в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты Шалинского муниципального района»
Календарный учебный график в МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты» разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2023 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2023 № 71847)
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373.
- Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (ред. от 14.12.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию».
- Письмо Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408 (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования).
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09.2020 г. №28).
- Уставом МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты».
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Содержание годового календарного учебного графика включает в себя следующее:
- Режим работы МБДОУ;
- Продолжительность учебного года;
- Количество недель в учебном году;
- Сроки проведения каникул, их начало и окончание, дней здоровья, предусмотренных Уставом МБДОУ;
- Перечень проводимых праздников для воспитанников;
- Праздничные дни;
- Работа МБДОУ в летний период
- Часы приема администрации МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты» .
Годовой календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом, утверждается приказом заведующего МБДОУ«Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты».
Изменения, вносимые МБДОУ«Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты» в годовой календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего образовательного учреждения по согласованию с учредителем и своевременно доводятся до всех участников образовательного процесса.
Согласно статье 112. Трудового Кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 588н «Об утверждении порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (в том числе год, квартал, месяц), в зависимости от установленной длительности рабочего времени в неделю», в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней, в годовом календарном учебном графике учтены нерабочие (выходные и праздничные) дни.
МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Агишты» в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком.